9 мая. Памятники героям Великой Отечественной войне на крымской земле.

08.05.2019

Первые памятники героям Великой Отечественной войны появились в Крыму сразу после его освобождения в 1944 году - крымчане, пережившие кровопролитную войну, с огромной благодарностью ставили памятники своим освободителям, знакомым и совсем неизвестным героям.

Так, на полуострове есть монументы, посвященные летчикам, танкистам, морякам, партизанам, медработникам, журналистам, военной технике, отдельным воинским подразделениям и определенным людям, отличившимся в годы войны. Все они боролись за крымскую землю и приближали Великую Победу, как и те герои о которых мы расскажем в этом материале.

Витька Малышка

Сотни крымских детей воевали на фронте и в тылу. Многих из них помним, а о многих знаем совсем мало или не знаем совсем. К сожалению, памятников маленьким героям в Крыму не так уж и много, но они есть: в Керчи стоит памятник пионеру-герою Володе Дубинину, памятники детям войны стоят в Симферополе, Саках и Керчи, в Старом Крыму на Родине пионеров –подпольщиков   стоит памятник братьям Стояновым.

Но, к сожалению, пока не поставлен керчанке Вале Таран, которая с семи лет работала во фронтовом госпитале и вместе с этим госпиталем дошла до Берлина. Нет памятника севастопольцу Вилору Чекмаку, который в 15 лет в одиночку принял бой с фашистами и дал возможность отступить партизанскому отряду. До сих пор не увековечен подвиг одиннадцатилетнего бахчисарайца Бори Токарева и его семилетней сестры Нины, которые под пытками не выдали подпольщиков. Нет памятников и многим-многим другим.

Тем ценнее памятник «Витьке Малышке» - пионеру из посёлка Вилино Вите Белоусову, который на родине ему поставили односельчане.

Ему не было и 14 лет, когда в село вошли гитлеровцы. Очень скоро Витя ушел воевать в партизанский отряд, где и получил прозвище Малышка.

1.jpg
На своё последнее задание Витя отправился в апреле 1944 года с разведгруппой Тараса Сикоро. Нужно было доставить двух раненых и продовольствие из Алма-Тамак. К дому связного группа добралась вовремя, но условный знак указывал, что за домом установлено наблюдение. Раненых пришлось забирать в спешке. Уже через двести метров от села за ними началась погоня. Партизаны, уставшие и промокшие, добрались до Бурлюка. Там их встретил Витя Ковальский, одноклассник Малышки, который услышал выстрелы. Он провёл их в виноградник, где находилась укромно спрятанная круглая яма с соломой на дне. Партизаны просидели в ней три дня. В полночь группа двинулась на юго-запа и нарвались на засаду гитлеровцев.

Витя решил прикрыть партизан, зашёл в тыл фашистов, повёл огонь из карабина, а затем бросил в фашистов две гранаты… Группе удалось скрыться в зарослях. Стали ждать Витю, но он не появлялся. Как выяснилось позже, Витя не смог пересечь железнодорожную линию, вернулся, добрался до села Коджук-эли (Шевченково) Выбившийся из сил, Витя уснул в копне соломы у крайней хаты. Хозяева, обнаружив спящего мальчика, предали его, привели полицаев.

В полиции Витю долго допрашивали, били до потери сознания, отливали водой и снова пытали, добиваясь от него информации о местонахождении партизан. Его вызывали на допрос четыре раза, пытаясь выведать у него нужные сведения. Каждый раз он возвращался с допроса зверски избитым. Были минуты, когда он плакал, но всегда старался, чтобы его слёз никто не видел. После последнего допроса сказал: «Наверное, меня расстреляют».

10 апреля 1944 года, за четыре дня до освобождения Бахчисарая, многих арестованных расстреляли в районе Эски-Юрт. Был среди них и Виктор Павлович Белоусов. Через месяц ему должно было исполниться 16 лет

2.jpg

Материал с сайта https://crimean-monuments.ru/

Девять героев Ашаг Джамина

Весной 1944-го советские войска преследовали фашистов. Вперёд высылались разведотряды. Один из них, созданный из шести бойцов 3-го Гвардейского мотоинженерного и трёх 91-го мотострелкового батальона 19-го танкового корпуса, проводил разведку по дороге Евпатория — Симферополь. Им повстречались двое подростков —местных жителей , рассказавшие о фашистах в Ашаг-Джамин.

Командир группы гвардии сержант Николай Поддубный принял решение разведать обстановку в селе, как оказалось, вовремя — в Ашаг-Джамине готовилась казнь. Фашисты согнали в школу жителей, собирались взорвать здание. Атака разведчиков отвлекла гитлеровцев, они уже знали о прорыве советских войск, заняли оборону. Однако оказалось, что в атаку на них шёл всего один танк и девять бойцов. Потом историки подсчитали, что на каждого из героев приходилось около 30 фашистов.

Несколько часов длился неравный бой, восемь атак выдержали красноармейцы, в последнюю шли уже врукопашную. Обессиленных, израненных героев всё-таки схватили. Разведчиков допрашивали и пытали, но даже связанные и избитые разведчики сопротивлялись, и никто не стал предателем. 13 апреля пленных поволокли на расстрел. Измученные разведчики нашли силы подняться в последний раз – восемь из них погибли, одного выходили жители села. Всем девятерым были присвоены звания Героев Советского Союза.

3.jpg

Сейчас Ашаг-Джамин носит носит название Геройское (Сакский район). В 1995 году скромный памятник героям был заменен на мемориальный комплекс. Средства на его постройку собирали «всем миром», большой вклад сделали и благодарные жители села.

К фасадной стороне обелиска прикреплена мраморная доска, на которой начертаны имена героев, павших смертью храбрых: Магомет Абдулманапов, Василий Ершов, Пётр Иванов, Александр Симоненко, Пётр Велигин, Михаил Задорожный, Григорий Захарченко, Николай Поддубный и Иван Тимошенко.

4.jpg

Лаки

История гибели деревни Лаки описана достаточно подробно описана, но известна далеко не всем крымчанам.

Лаки – греческое поселение в Бахчисарайском районе. Во время фашистской оккупации независимые лакские греки продолжали жить в довоенном ритме: они работали, подсчитывали трудодни в своем колхозе 'Нео зои'.

Командир Бахчисарайского партизанского отряда Михаил Македонский вспоминал «Можно заявить без преувеличения: жителям этого села наш отряд был обязан своим существованием. Кто знает, как бы сложилась наша судьба в страшную зиму 1941-1942 года, если бы не помощь этих честных советских людей. Когда отряду стало особенно трудно, когда партизаны стали пухнуть с голоду, когда в зимнюю стужу нам негде было обогреться, и мы замерзали в нашей изношенной одежонке, жители Лаки первые оказали нам помощь...». 

5.jpg

Это - строки из книги «Пламя над Крымом» бывшего командира Бахчисарайского отряда, Михаила Андреевича Македонского: «Сегодня 24 марта (1942 г.),- пишет Михаил Андреевич,- разведчики сообщили страшную весть: 23 марта сожжена и полностью уничтожена деревня Лаки. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь, а 16 женщин, стариков и детей, в том числе Елену Гавалло с ее 8 месячным ребенком, расстреляли. Трупы расстрелянных бросили в один из погребов, облили бензином и сожгли. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь»

На месте деревни сейчас стоят останки храма Святого Евангелиста Луки.  Это храм-памятник, его израненные своды словно поддерживают души сожженных людей.

6.jpg